Моя родина

Кашин, небольшой городок с древней историей, знаменит своей исключительно своеобразной планировкой. 

Весь город разрезается рекой Кашинкой, которая делает прямо на территории города удивительные петли, а в одном месте образует чрезвычайно узкую перемычку, на которой помещается всего одна улица. С нее можно видеть одну и ту же реку справа и слева. 

В конце 18 века на город «положили сетку» прямых дорог, ориентированных по сторонам света. Многие улицы в перспективе упираются в холмы с храмами на вершинах. Можно сказать, что город являет собой симбиоз свободного творчества природы и прямолинейного мышления человека. Кстати, следует отметить, что мостов в городе значительно меньше, чем мест выхода улиц к реке. Центр города находится недалеко от «горлышка петли». Его можно распознать по Воскресенскому собору (стоящему, разумеется, на холме). 

Вокруг Кашина некогда шумели леса, а сегодня тянутся сельхозугодья, покрывающие окрестные холмы.

Христорождественская церковь.
Фото В.Салова.

Сегодняшний Кашин — интересный провинциальный город. Он не попал в зону военных действий во время Второй мировой войны, но, тем не менее, центр его претерпел значительные изменения. Отстроены целые кварталы новых пятиэтажек, среди которых старые дома несколько теряются. Причиной этого было решение снести ряд монастырей и церквей ради жилого и промышленного строительства. Близко к центру города подступил завод, цеха которого вряд ли можно назвать произведениями искусства. Улицы Кашина, как и в большинстве других городов России, были переименованы (в коммунистическое время), однако «Улица Красных Идей» и «Улица Обновленный Труд» — могут считаться шедеврами жанра. Старые городские укрепления практически не видны: деревянные стены и башни давно сгорели. В некоторых местах можно распознать остатки земляного вала. 

План Кашина.

Глубинка иногда поворачивается к путешествующему чем-то ностальгически приятным, как бы возвращая нас в давно ушедшие времена, когда люди в России улыбались друг другу. В городском краеведческом музее Кашина с нами как раз и произошла такая история. Нас, единственных посетителей в тот день, долго водили по залам, рассказывая об истории города, и перед прощанием подарили… рисованную от руки карту города (вы можете увидеть ее справа от этого текста), раскрашенную цветными карандашами. Таких карт на вахте лежала целая стопка. В конце двадцатого века, в эпоху всеобщей компьютеризации, когда даже письма родным и друзьям мы набиваем на клавиатуре, было очень приятно взять в руки что-то домашнее, помнящее тепло человеческих рук. По-видимому, девушки не поняли моего замешательства и начали извиняться за нецивилизованность...

Несмотря на то, что город красив и своеобразен, туристы не едут сюда толпами. Это связано, по-видимому, с некоторой удаленностью от других туристических объектов и от Золотого Кольца. В городе преобладает каменная застройка, в том числе современная. Из всех имеющихся в городе предприятий наиболее успешно работает (состояние на 1998 год) водочный завод, чья продукция радует глаз (и, вероятно, не только глаз — А.Т.) многочисленных поклонников этого напитка.

Страницы истории

Кашин. Панорама города.
На переднем плане — Вознесенский собор,
на заднем — Воскресенский.
Фото В.Салова.

Известная нам часть истории города начинается с неприятностей, постигших город в 1238 году. Кашин упоминается в списке покоренных монголо-татарами городов. От этого года, по принятой традиции, исчисляется возраст города, хотя, несомненно, он существовал и ранее. Тем не менее, на этот счет существуют различные версии. Местные жители поговаривают об основании города Юрием Долгоруким (эта идея, разумеется, должна сопровождаться мыслью о том, что Кашин — это та же Москва, только чуть-чуть лучше). Другие версии относят основание города к 12-13 векам. Свое громкое имя город, видимо, получил не из-за гастрономических пристрастий местного населения, но благодаря реке Кашинке, на берегах которой он возник.

Ильинско-Преображенская церковь.
Фото В.Салова.

Наиболее героические страницы истории Кашина относятся ко времени борьбы Москвы и Твери за первенство в землях русских. Город защищал интересы Твери на северо-восточном фланге. В 1288 году князь Дмитрий Александрович, захватчик из Владимира, собрав своих союзников, осадил Кашин, который, впрочем, отбил врага, хотя и понес значительный экономический ущерб. 

С начала 14 века рост города продолжился, более того, Кашин стал центром удельного княжества. Князем стал Василий Михайлович, сын убитого монголо-татарами князя Тверского Михаила Ярославича. Княжество проводило политику поддержки Твери и вынуждено было бороться сразу с двумя интервентами — монголо-татарами и москвичами. Дальнейшая судьба города является более чем поучительной. Василий Михайлович идет на повышение и становится князем Тверским. Происходит это в середине 14 столетия. При этом выясняется, что не все его родственники сильно этому обстоятельству рады. У Василия появляются внутренние враги. Он теряет Тверской престол и обнаруживает, что у него появились друзья. Да, да, те самые, с которыми он уже сражался — Московские князья. Теперь у них есть общий враг — Тверь.

Река Кашинка и Крестознаменская церковь.
Фото В.Салова.

Потомки Василия продолжили святое дело борьбы с родственниками и, наконец, преуспели в этом. Василий Михайлович Второй вместе с Дмитрием Донским нанес поражение бывшей метрополии, получил независимость (на семь лет) и способствовал укреплению позиций Москвы.

В 1382 году Василий Михайлович Второй умер, и Кашин снова вошел в Тверское княжество. С 1399 по 1426 год Кашин опять стал центром удельного княжества, что позволяет ему начать новые козни против столицы.

Река Кашинка
и Крестознаменская церковь.
Фото В.Салова.

В 1426 году тверской князь Борис Александрович потерял терпение и ликвидировал удел. В 1452 году под Кашинские стены пришел известный своим деянием по ослеплению московского князя Василия Темного и захвата его престола, галичский руководитель Дмитрий Шемяка. Однако крепость оказалась ему не по зубам. В 1485 году Московский князь Иван III положил конец независимости Твери, присоединив ее к своим владениям.

Ильинско-Преображенская церковь.
Фото В.Салова.

В 16 веке город относительно мирно развивался вдали от большой политики. Век 17-ый принес городу новые испытания. В 1609 году город захватывается польско-литовской армией, но затем освобождается русскими войсками. В 1612 году опять захватывается поляками и на этот раз практически полностью разрушается.

Сегодняшний облик город начал приобретать в семнадцатом веке с началом расцвета каменного строительства. Город ведет тихую торговую и ремесленную жизнь, устраивает ярмарки, производит белила, кирпичи и изделия из железа. Важную роль играют купцы, не только строящие свои особняки, но и дающие деньги на возведение церквей и монастырей, которыми город славен и сегодня. С 1884 года на местных минеральных водах устроен курорт.

Достопримечательности

Входоиерусалимская
церковь.

Воскресенский собор  — «главная доминанта города». Был построен в 1382 году. Сегодня занимает положение в самом центре города. Многократно перестраивался. Сегодняшний вариант был завершен в 19 веке. Во времена оны входил в ансамбль кашинского кремля.

Крестознаменская
церковь.

Клобуков монастырь. Во времена его постройки он, очевидно, находился за городом, но теперь глубоко врос в городскую черту. В монастыре сохранилась Троицкая церковь, несколько бытовых построек, Покровская и Алексеевская церкви.

Дмитриевский монастырь в первую очередь известен своим Троицким Собором, большинство же остальных построек было уничтожено временем.

На территории Сретенского монастыря сохранилась, опять-таки, Троицкая церковь, настоятельский корпус и кельи.

Церковь Иоакима и Анны.
(сгорела в 1998 г.)

По всему городу живописно разбросаны церкви и старинные купеческие дома.

Наибольший интерес представляют Входоиерусалимская церковь (1777) (ныне — музей) иКрестознаменская церковь (1721-1784). Стоит обратить внимание также на Вознесенскую церковь(1799) и здание окружного суда конца 18 века. Очень интересное место у торговых рядов. Отсюда открываются приятные виды на окрестные улицы и холмы.

Мы вынуждены с огромным сожалением констатировать, что интереснейшее и, к тому же, древнейшее городское сооружение — деревянная церковь Иоакима и Анны (1646) — сгорело в начале 1998 года в результате «неумышленного поджога».

Обсудить у себя 0
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.

Войти через социальные сети:

Серега
Серега
Был на сайте никогда
29 лет (26.04.1989)
Читателей: 5 Опыт: 0 Карма: 1
Я в клубах
Занимательная психология Пользователь клуба
Новичкам MyPage.Ru Пользователь клуба
Служба помощи MyPage.Ru Пользователь клуба
CSS | Design Пользователь клуба
все 4 Мои друзья